ОБ АРБИТРАЖЕ AD HOC

Конституция Российской Федерации, являясь Основным Законом страны, имея высшую юридическую силу и прямое действие, гарантирует каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод (статья 45, часть 1;статья 46, часть 1); право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1;статья 18).

Принцип беспрепятственного доступа к правосудию признается в качестве фундаментального принципа всем международным сообществом: согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом.

Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2).

К числу таких - общепризнанных в современном правовом обществе - способов разрешения гражданско-правовых споров, проистекающих из свободы договора, которой наряду с автономией воли участников предпринимательской и иной экономической деятельности обусловливаются диспозитивные начала гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений, относится обращение в третейский суд (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд или суд общей юрисдикции оставляет исковое заявление от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом.

Третейский суд - это установленная законом альтернатива арбитражным судам и судам общей юрисдикции и является одной из форм разрешения правовых споров, осуществляемого не государственными судами, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами, либо в порядке, согласованном сторонами в соответствии с действующим законодательством.
 

Рассмотрение споров в третейском суде дает сторонам следующие преимущества:

• Получение консультаций. При необходимости любая из сторон третейского разбирательства может получить бесплатные консультации и разъяснения на стадии предъявления иска и подготовки дела к судебному разбирательству.

• Проведение примирительных процедур. Третейские судьи оказывают сторонам независимую помощь в их попытке достичь мирного разрешения спора, регулирования споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества.

• Рассмотрение спора в одном суде. Вне зависимости от того, в каком именно субъекте Российской Федерации находится истец и ответчик, по соглашению сторон третейского разбирательства, рассмотрение дела может осуществляться по выбранному сторонами наиболее удобного по всем параметрам места.

 Разрешение спора без участия сторон. По соглашению сторон спор может быть разрешен без проведения устного разбирательства на основе представленных письменных материалов сторонами.

• Минимальные сроки рассмотрения споров. Процедура судопроизводства в третейском суде предельно ускорена и упрощена (в отличие от арбитражных судов или судов общей юрисдикции в третейском суде отсутствует апелляционная, кассационная, надзорная инстанции).

• Возможность выбора сторонами судьи. Стороны вправе выбрать того третейского судью, которому больше доверяют, и компетенция которого лучше соответствует характеру возникшего спора. Данное положение приобретает свои преимущества, особенно когда рассматриваемый спор находится в какой-либо сфере требующей специальных познаний и высокой квалификации.

• Конфиденциальность третейского разбирательства. Рассмотрение дел в закрытых заседаниях третейского суда (во всех государственных судах рассмотрение дел производится в открытых судебных заседаниях) делает недоступным третьим лицам любой информации о споре и подтверждает полную конфиденциальность рассматриваемого спора. Важнейшим гарантией соблюдения принципа конфиденциальности третейского разбирательства является закрепленное в статье 21 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" от 29.12.2015 N 382-ФЗ (далее-Закон об арбитраже) и на уровне процессуального законодательства (статья 56 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) "свидетельского иммунитета" третейских судей, т.е. третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставшие ему известными в ходе третейского разбирательства.

• Исполнение и обязательность решение третейского суда. Решение третейского суда вступает в законную силу немедленно, является обязательным для сторон, не подлежит оспариванию по существу. Если стороны не исполнили решение третейского суда добровольно, то оно исполняется в принудительном порядке по правилам исполнительного производства.

В соответствии с частью 13 статьи 52  Закона об арбитраже с 1 ноября 2017 года , постоянно действующие третейские суды, не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража, за исключением принятых и не законченных в производстве дел до 1 ноября 2017 года.

В силу пункта 3 статьи 2 Закона об арбитраже понятие «администрированию арбитража» подразумевает выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

По смыслу части 16 статьи 52 Закона об арбитраже споры в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим третейским судом, утратившими право администрировать спор, продолжают рассматриваться третейским судом, и все функции по администрированию арбитража подлежат выполнению третейским судом как при арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами арбитража для разрешения конкретного спора.

В настоящее время только четыре арбитражных учреждения получили право на администрирование арбитража (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Российский арбитражный центр (РАЦ) при Российском институте современного арбитража.

Вместе с тем, часть 17 статьи 2 Закона об арбитраже предусматривает, что третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc) является третейском судом, осуществляющим арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения. Как и при арбитраже, администрируемом постоянно действующим арбитражным учреждением, в третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc),по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом( часть 3 статьи 1 Закона об арбитраже).

Согласно части 1 статьи 7 Закона об арбитраже арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. В силу статей 38,41 Закона об арбитраже, решение арбитража ad hoc, как и решение третейского суда, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, является обязательным для сторон и подлежит принудительному исполнению.

Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc) основан на практически неограниченной автономии воли сторон, создается непосредственно для рассмотрения конкретного спора и при проведении третейского разбирательства стороны пользуются значительно большей свободой в выборе процедуры рассмотрения спора и могут самостоятельно детально оговорить весь порядок рассмотрения дела в арбитражном соглашении.

Стороны самостоятельно устанавливают правила арбитража ad hoc и избирают третейского судью (арбитра) или коллегию третейских судей (арбитров), соответствующих требованиям Закона об арбитраже, руководствуясь  типовыми Правилами третейского разбирательства для разрешения конкретных споров (арбитраж ad hoc) и порядком избрания третейских судьей (арбитров),  из рекомендованного списка третейских судей (арбитров), размещенными на сайте www.tretsud-rb.ru

Яндекс.Метрика